14:57
Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце

В 1841 году к бракосочетанию цесаревича Александра Николаевича и великой княгини Марии Александровны на втором этаже юго-западной части Зимнего дворца была устроена «новая половина наследника». Жилые апартаменты молодой супружеской четы, созданные по проекту А. П. Брюллова, отличались простотой и изысканностью. Одним из любимых помещений Марии Александровны и её семьи стал Будуар (нынешний зал № 306). Интерьер комнаты был решён в холодных тонах. Стены обтянуты шёлком с синими узорами на светлом фоне, такой же тканью обита мебель, созданная в мастерской знаменитого мастера Гамбса. Будуар, как и другие помещения на половине цесаревны, украшали картины, которые на время приносили из залов Эрмитажа, а потом заменяли другими.

В первые счастливые годы своего супружества Мария Александровна и Александр Николаевич любили проводить здесь время за чаепитием или за чтением книг. Поскольку на половине великой княгини не было собственной библиотеки, она распорядилась устроить книжные полки на небольшой лестнице, соединяющей Будуар с покоями первого этажа. Это помещение также выполняло функцию кабинета, в котором Мария Александровна писала письма родным, читала, отдыхала. Нередко в Будуаре великая княгиня устраивала поэтические вечера, на которые собирались известные литераторы. Здесь бывали П. А. Вяземский, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев и, конечно же, учитель цесаревны В. А. Жуковский, прививший ей интерес к русской словесности и истории.

Переживая счастливый период своей жизни в Зимнем дворце, юная цесаревна была чрезвычайно увлечена обустройством собственных апартаментов. В начале 1850-х годов она в очередной раз решила изменить облик своих комнат. Будуар был полностью переделан одним из ведущих архитекторов середины XIX века Гаральдом Боссе, который оформил интерьер в стиле второго рококо. Сдержанную сине-голубую гамму сменил сочный гранатовый цвет обивки стен, эффектно подчёркнутый причудливыми завитками растительного орнамента. Прежний цилиндрический свод зодчий заменил плоским потолком, богато декорированным золочёными узорами, по периметру украшенный фигурками путти, а в центре — зеркалом в изысканной раме. На месте строгой полуциркульной ниши Боссе создал прямоугольный альков, обрамлённый аркой сложной формы, которую декорируют фигуры кариатид.

Несмотря на существовавший запрет на проведение в Зимнем дворце новых дымовых труб, по желанию Марии Александровны и с разрешения Николая I камин с внутренней стены здания был перенесён на наружную. В результате интерьер Будуара выиграл в удобстве размещения мебели. Сегодня этот камин, находящийся в простенке между окнами, является единственным отопительным устройством в Зимнем дворце, расположенном на наружной стене здания.

 

Убранство Будуара, пережив бурные события первой трети XX века, уцелело и благодаря усилиям реставраторов дошло до нашего времени. В 1960-е годы обветшавшая драпировка стен была заменена аутентичной, созданной по прежним технологиям. На одной из стен Будуара реставраторы оставили фрагмент подлинной гранатовой брокатели (шёлковой ткани с металлической нитью), которая была заказана в середине XIX века на парижской фабрике Картье. Сохранилось скульптурное убранство интерьера, лепной золочёный декор, а также расположенные над дверями живописные десюдепорты с изображениями богини Венеры.

 

В настоящее время Будуар является одним из немногих дошедших до нашего времени зимнедворцовых покоев середины XIX столетия, в которых протекала частная жизнь членов императорской фамилии.

 

Литература:

Пашкова Т. Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. Ч. 2. СПб., 2014.

Петрова Т. А. Комнаты императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. СПб., 2007

Торшина Л., Трубкина Е. Эрмитаж: жилые покои императорской резиденции. СПб., 2009

Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий / В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1989.

The Winter Palace Saint-Petersburg: [album] / pref. by M. B. Piotrovsky; introd. and comment. by M. F. Korshunova; with the collab. of T. B. Bushmina and T. B. Semionova; ed. director: E. Ducamp. Paris, 1995г.

http://academy.hermitagemuseum.org/

 

Виды залов Зимнего Дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны. Гау Эдуард Петрович 1807-1887. Россия 50-е г. Бумага, акварель 27 на 27,5 см. ОР-14444

Виды залов Зимнего Дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны. Гау Эдуард Петрович 1807-1887. Россия 61-е г. Бумага, акварель 27 на 27,4 см. ОР-14464

Портрет императрицы Марии Александровны. Винтерхальтер, Франц Ксавер 1806-1873 гг. Франция 1857 г. Холст, масло 130,0 на 95,5 см. ГЭ 7539

Категория: Эпохи и стили | Просмотров: 93 | Добавил: Natalis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar