21:05
Гойя


Этюд на картины Гойи

Известно, что моделью художнику
послужила герцогиня Каэтана Альба,
потомок знаменитого герцога.


На ложе царственно лежишь
В одежде белоснежной
И вызывающе глядишь
Улыбкой безмятежной.

Сознанье, что прекрасна ты,
Тебя переполняет,
Рождает страстные мечты
И душу восхищает.

Но прячет платье всю красу.
И я в тиши алькова
С волненьем, с робостью прошу:
Явись мне без покрова.

И вот ты вновь передо мной
Открытая, нагая,
Сияешь гордой красотой,
На ложе возлегая.

Раскинув руки широко,
Ничем не прикрываясь,
Лежишь изящно и легко,
Лукаво улыбаясь.

Смотреть с любовью на тебя
Я буду неустанно.
Навек пленила ты меня,
Нагая Каэтана.
Категория: Живопись зарубежных художников в стихах | Просмотров: 14 | Добавил: Natalis | Теги: Гойя, искусство, лирика, живопись | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 Natalis • 21:08, 21.03.2021 [Материал]
Гойя. Обнаженная маха
Николай Одегов


Стекает пот поверх ресниц,
И подгибаются колени.
Господь, прошу, склоняясь ниц,
Чтоб дал ты сил, не дал бы лени...

Боюсь, мне образ не создать,
Как ни ломай воображенье:
Не богомать, ни "всем давать",
Ни напряженья, ни движенья.

Она - такая, как и все,
А потому - совсем другая:
В ее распущенной косе
Мерцают звезды, догорая.

На плечи пала ей заря,
Зрачки сыграли свадьбы бесьи,
А к пальцам день припал, даря
Прожилок синь из поднебесья.

Каких оттенков ни готовь -
Не уложить на кончик кисти:
Она живая - плоть и кровь:
Живет то "за", то "против" истин,

Лобком, пупком и животом
Земные страсти воплощая...
Господь, прости ее за то,
За что и я навек прощаю,

За что во имя всякой лжи,
Перед которой суть поблекла,
Евнуховидные ханжи -
Хоть на костер ее, хоть в пекло.

Господь, пусть вторят в простоте:
"Не сотвори себе кумира",
В ее прекрасной наготе
Ни даже мир - начало мира.

Господь, шутил, наверно, ты,
Увидеть плоть ее позволив...
Я краску пальцами в холсты
Втираю, пальцы измозолив.

Господь, ты скажешь: ерунда,
Не все портреты, что портреты...
Но, если честно, то всегда
Мы перед миром не одеты.

Вот и она - обнажена.
Любить ее - была б охота:
Не куртизанка. Не жена -
Модель. Позирует. Работа.

Я с ней едва-едва знаком.
Ну что она в сей жизни значит!?
Боюсь, Господь, одним мазком
Вселенную переиначить.
avatar
0
2 Natalis • 21:09, 21.03.2021 [Материал]
Обнажённая Маха 
Владимир Мусатов 3


От воздушного взмаха
Кисти в тонких руках
Обнажённая Маха
Озарилась впотьмах.

Очи тайною светят,
Смотрят мимо меня
Сквозь года и столетья,
Жарким взглядом маня.

Герцогиня? Гетера?
А не всё ли равно,
Кто художнику тело
Предлагал, как вино!

Как играет, искрится
Эта летняя плоть!
Донна Маха, царица,
Что за мастер – господь!

На губах твоих Гойя
Оживил поцелуй,
Чтоб не знали покоя
Ни король, ни холуй!
avatar
0
3 Natalis • 21:11, 21.03.2021 [Материал]
Автор картины, Франсиско Гойя,известный испанский художник...
В 1813 г. инквизиция конфисковала картину,
« Обнаженная маха», обвинив художника в сластолюбии...Герцогиню Альбу подозревали в близких отношенияхс художником, и позировании для него обнаженной. Легенда ли это?
(Маха, - цыганка, торгующая телом...)
avatar
0
4 Natalis • 21:17, 21.03.2021 [Материал]
Пинтор де камара.Первый живописец короля 
Татьяна Цыркунова


Дай, Бог, мне силы, точность выражений,
Поведать всё, что точно знаю я,
Об этом ярком мировом явленьи,
Его зовут Франсиск Хосе Гойя!

Село Фуэндетодос... Сарагоса,
Над ним лютует ветер бочаррос,
Среди родных полей с маисом, просом,
Франсиск Хосе Гойя-и-Лусиентес рос.

Сын арагонского простолюдина –
Батурро, так крестьян у них зовут,
Но край родной прославит это имя
И высоко таланты вознесут.

Душа испанцев - пламя, честь и твёрдость.
Чего мы только не находим в ней?
Там ненависть и злость, любовь и гордость
Переплелись в гармонии страстей.

Франсиско Гойя не был исключеньем –
Душа была открыта всем страстям…
Навстречу самым разным приключеньям
С младых ногтей он устремлялся сам.

Франсиск всегда был цельною натурой –
Имел свой взгляд на всё, тверда рука,
Не пасовал пред сильною фигурой,
Он усмирить мог дикого быка…

Всё это в будущем, а ныне Франчо –
Так ласково звала его лишь мать,
На белых стенах собственного ранчо
Пытается свиней изображать.

Прекрасный силуэт свиной особы
Заметил гранд - богатый меценат.
И понял – этот юноша особый,
Подарен Господом большой талант.

И в Сарагосу Гойя вмиг отправлен,
Постичь премудрости больших наук.
Он в школе у Мартинеса оставлен,
Учитель был канонов верный друг.

Канонам - нет! Он учит серенады,
Гитару в руки с нежностью берёт.
И в живописи свежим, новым взглядом,
Нежданно совершил переворот.

Он с яростью сражался на дуэлях,
И с наглостью выигрывал пари.
Не обратив и взгляд на крик дуэний,
Он у синьор дежурил до зари.

Одним из первых начинал он драку –
Со всею силой пламенной души!
В сердцах хватался часто за наваху –
В делах любви все средства хороши!

Без крови это редко завершалось –
Пришлось, оставив всё, бежать в Мадрид,
В тот город, о котором и мечталось –
Столица и ристалище коррид!

Презрев, отцов своих святой обычай,
Гойя тореадором знатным стал.
Франсиско де Лос «Торос», значит, «Бычий»,
Он на корриде именем блистал…

Дороги жизни все ведут нас к Риму,
В столице мира сходятся пути…
С бродячей труппой, странствуя по миру,
Он сделал всё, чтоб Рим не обойти.

В чудесном Риме труппой верховодит,
Взлезает на купол «Священного Петра»,
В гробнице христиан он тенью бродит,
Девицу вывел из монастыря…

Испанскому послу вдруг сообщают:
В тюрьме сидит испанский арестант!
Сей мудрый гранд прекрасно понимает,
Что перед ним – громаднейший талант!

Из папских рук забрал Гойю-повесу,
Чтобы отправить сразу же домой.
Он инквизиции не дал повесить,
Тем, сохранив, душевный свой покой…

Вернувшись, наконец, в страну родную,
Характер, волю Гойя воспитал
Художника железною рукою –
И этим создал мощный капитал.

В его ушах всегда слова звучали:
«Ты луком был рождён, не розою умрёшь…»
Когда-то в детстве мать ему сказала,
А материнское чутьё не проведёшь…

Вся жизнь его – одно большое рабство…
Честь мастера довлеет надо всем.
Свободе не способствует богатство –
Франсиск не ценит звон монет совсем.

Его работы - блеск, триумф гротеска,
Как в сказке «Новое платье короля».
В обычных рамках Гойе душно, тесно,
Он задыхается, не шут он «тра-ля-ля!»

Те, кто у власти, шарж не замечают,
В большом восторге от его работ…
Поклонники короною венчают:
«Франсиск! Гойя! Герой!» – кричит народ!

Ведь это улица, махо и махи –
Герои главные живых картин.
И без стилета, крови и навахи,
Сюжет не создаётся ни один!

Приплюснут крупный нос и пухлы губы –
Нам памятен такой «Автопортрет».
Черты лица Гойи – просты и грубы…
Лишь жгучие глаза – струится свет!

Писал ли гобеленов он картоны
Для украшенья мраморных дворцов,
Пред ним была природа Арагоны,
Ключом бурлила кровь его отцов.

Оливковые рощи Арагоны
И в хоте пляски дикого огня…
Увидев всё, Делакруа воскликнул:
«Весь Гойя трепетал вокруг меня!»

На избранных картинах безупречных
Писал Гойя, как правило: «Тружусь!»,
«Я это видел!» – И шагнул он в Вечность…
И старика на костылях: «Я всё ещё учусь!»
avatar