14:42 Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны | |
Угловой кабинет императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, занимал особое место в комплексе её покоев. Он находился на втором этаже, в точке схождения двух анфилад, идущих вдоль северного и западного фасадов здания. Из окон открывался великолепный вид на Неву и Адмиралтейство. Кабинет был создан во второй половине 1820-х годов по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Первоначально интерьер был решён в зелёных тонах и носил название Угловой Зелёный кабинет. Великая княжна Ольга Николаевна, дочь императрицы Александры Фёдоровны и Николая I, так описывает Кабинет матери: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зелёным с амарантом штофом, всегда наполненная цветами». Здесь находились произведения искусства, имевшие особое значение для членов императорской семьи. «Величайшими сокровищами были «Иоанн» Доменикино и «Святое Семейство» Мурильо — они заставляли знатока забыть всё остальное», — писал один из современников. После пожара 1837 года, уничтожившего все интерьеры Зимнего дворца, Кабинет был восстановлен. Спасённая из огня мебель, картины и скульптуры вернулись на свои места. Академику живописи Антонио Медичи было предписано расписать купольный потолок так же, как в Кабинете Ея Величества в Аничковом дворце. Плафон представлял звёздное небо с двенадцатью танцующими женскими фигурами, символизирующими месяцы года. Вероятно, этот элемент декоративной отделки должен был напоминать императорской чете о первых счастливых годах семейной жизни, проведённых в Аничковом дворце. Спустя несколько лет зелёную обивку стен заменили на малиновую, причём цвет, «пунцовый королевский», выбирала сама императрица. Однако мебель, выполненная в мастерской знаменитого мастера Гамбса, ещё долгое время сохраняла прежнее колористическое решение. Всю площадь пола занимал цветной ковёр. Уют и особое очарование интерьеру придавали живые цветы в жардиньерках. Главным же украшением покоев, как и до пожара, оставались произведения искусства: «…там вы видите мраморный бюст августейшего родителя Императрицы, здесь акварельные или карандашные семейные портреты; даже виды любимых мест… Несколько небольших, но превосходных кабинетных картин развешаны по стенам», – вспоминал современник. Здесь находилась одна из числа любимых картин Александры Фёдоровны, «Мадонна Альба» кисти Рафаэля. В комнате располагались и дорогие сердцу императрицы скульптуры. Кабинет выполнял несколько функций. Это была и рабочая комната Александры Фёдоровны, где она обсуждала дела со своими секретарями, и зал для проведения камерных музыкальных вечеров, и любимое место общения членов семьи и приближённых. В любой момент сюда могли вбежать дети. Великая княжна Ольга Николаевна с теплом и нежностью вспоминала о том, как ребёнком проводила время в Кабинете матери: «Каждую свободную минутку я бежала к ней, зная, что никогда не помешаю… Обычно она сидела за своим большим письменным столом, занимаясь корреспонденцией, и в это время мы могли свободно играть у неё в кабинете». По утрам именно здесь вся семья собиралась для утренней трапезы. Эта традиция совместных завтраков в кругу семьи была очень важна для императорской четы и их детей, в сознании которых Кабинет Александры Фёдоровны был неразрывно связан с образом их матери. Поэтому неслучайно намного позже, став императором, её старший сын — Александр II — именно здесь, в священном для всей семьи месте, устроил завтрак для приехавшего в Россию в 1873 году брата своей матери, германского императора Вильгельма I. После кончины Александры Фёдоровны Кабинет сохранялся как мемориальный, и его обстановка на протяжении нескольких десятилетий оставалась неизменной. В конце XIX века на его месте разместился Кабинет супруги Николая II. В настоящее время в зале № 185 находится экспозиция, посвящённая творчеству знаменитого мебельного мастера Генриха Гамбса. Представленные на выставке предметы напоминают о том времени, когда подобная мебель составляла жилую обстановку Углового Кабинета императрицы Александры Фёдоровны. Литература: Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в Петербурге. СПб., 1839. Пашкова Т. Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. Ч. 1-2. СПб., 2014. «»Создания руки, резцом вооруженной...»: скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века: каталог выст. СПб., 2016. Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий / В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1989. The Winter Palace Saint-Petersburg: [album] / pref. by M. B. Piotrovsky; introd. and comment. by M. F. Korshunova; with the collab. of T. B. Bushmina and T. B. Semionova; ed. director: E. Ducamp. Paris, 1995. | |
|
Всего комментариев: 0 | |