Михаэль Преториус (Michael Praetorius) (15.02.1571 - 15.02.1621) - немецкий композитор, органист, музыкальный теоретик. Один из самых разносторонних и плодовитых композиторов своей эпохи, особенно важен его вклад в развитие музыкальных форм, основанных на протестантских гимнах. Кроме практических музыкальных достижений, не менее ценен теоретический вклад Михаэля Преториуса в историю музыки. Его труд "Устройство музыки" (Syntagma Musicum) (1614-1619) изначально задумывался в 4-х томах, но вышел только в трёх с иллюстрированным атласом музыкальных инструментов.
Второй том "Устройства музыки" с названием "De organographia" был напечатан в 1619 в Вольфенбюттеле. Он написан на немецком языке и посвящен бургомистру и городскому совету Лейпцига, а также всем любителям "немецкой и другой национальной инструментальной музыки". К сожалению, издание этого тома не отличалось качеством, что затрудняет его прочтение: строки неровные, слова накладываются друг на друга, тем не менее содержание вызывает огромный интерес. Преториус классифицирует все известные ему музыкальные инструменты и рассматривает каждый в мельчайших деталях: устройство, разные варианты его названий, историю, звуковые возможности и прочее. Большая часть этого тома посвящена органам. Преториус описывает изначальные несовершенные древние механизмы, рассказывает о последующих улучшениях в клавиатуре и мехах, конструкции, приводит примеры известных органов прошлого и их особенности. Еще одна глава тома посвящена "современным органам" и является наиболее полным отчетом о немецких органах эпохи раннего барокко. В конце этого тома Преториус дает характеристики ряду немецких органов, которые, по его мнению, были музыкально или структурно интересны, в том числе орган в церкви Св.Фомы в Лейпциге, где впоследствии работал И.С.Бах. Как дополнение ко второму тому "Устройства музыки" в 1620, уже после выхода третьего тома, вышел иллюстрированный атлас музыкальных инструментов "Theatrum instrumentorum". Книга состоит из подробных гравюр музыкальных инструментов, описанных во втором томе. Третий том "Устройства музыки" Михаэля Преториуса с названием "Termini musici" вышел в 1619 и посвящен бургомистру и городскому совету Нюрнберга. Книга написана на немецком языке и разделяется на три части, она полностью охватывает музыкальную практику своего времени. Первая часть содержит описание всех вокальных форм, используемых в период позднего Возрождения и раннего Барокко в Италии, Франции, Англии и Германии. Начиная с итальянских мадригалов, Преториус определяет каждый вид, приводит примеры текстов и музыки и комментрирует свои произведения, а также работы других великих композиторов эпохи - Орландо Ди Лассо, Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди, Генриха Шютца и других, описания очень подробны и ясны. Вторая часть является научным трактатом о музыкальной теории и рассматривает проблемы нотной записи, сольфеджио, ритма, транспонировки и распределения вокальных партий, украшения мелодий и многое другое. Третья часть состоит из словаря музыкальных терминов и нескольких очерков по вопросам организации крупномасштабных работ для нескольких хоров, правила баса континуо, обучения хора мальчиков в итальянской манере. Планируемый четвертый том "Устройства музыки" Преториус хотел посвятить контрапункту. Значение этого энциклопедического трактата очень велико, возможно, это один из самых важных источников знаний о музыке начала 17-го века, дающий не только отпечаток состояния музыки этого периода, но и позволяющий проследить развитие форм и эпохи Возрождения, и эпохи Барокко. Значение этого энциклопедического трактата очень велико, возможно, это один из самых важных источников знаний о музыке начала 17-го века, дающий не только отпечаток состояния музыки этого периода, но и позволяющий проследить развитие форм и эпохи Возрождения, и эпохи Барокко. Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Ustroistvo-muzyki-Syntagma-Musicum-Mihaielya-Pretoriusa.html | |
| |
Просмотров: 149 | | |
Всего комментариев: 0 | |