Абесалом и Этери (Abesalom and Eteri) Опера

Abesalom and Eteri – опера, в которой действие разворачивается в рамках четырех актов. Она, начиная с 1910 года, создавалась на протяжении 8 лет, а честь показать премьеру получил театр в Тифлисе в конце февраля 1919 года. Либретто написано П. Мирианашвили на базе грузинского сказания «Этериани» эпохи Средневековья. В произведении использованы стихи Руставели и Чавчавадзе.

Исторически известным фактом являются данные о том, что идею создания данного произведения Захарию Палиашвили предложил Мирианашвили, который был известен как знаток поэтического фольклора Грузии. В сказании ярко продемонстрированы тенденции триумфа любви, душевной привлекательности и нравственности над смертью, вероломством и злым роком. Именно это и стало основным лейтмотивом произведения Палиашвили. Царевич Абесалом показан в образе нравственной чистоты, но трагической безысходности. Этери является воплощением любовной преданности, смирения и повиновения. Визирь Мурман также обладает ярким образом, в котором переплетены сила индивидуальности и страсть не имеющая границ. Центральное место в опере занимает образ народа, характеризующийся мудростью и притягательностью. 

Если говорить о музыке данного произведения, то многочисленные отзывы отмечают в ней уникальное сочетание драматизма, эмоционального накала и величественности, а также очевидной красоты и суровости народной грузинских мелодий. Неторопливость действий, обилие лирических отступлений, в котором красочно описывается быт и особый колорит, – все это отражено в реалиях яркого эпоса, положенного на прекрасную музыку.

Действия оперы разворачиваются на просторах древней Грузии.

Краткое содержание, либретто

Первое действие состоит их двух картин. В первой картине перед зрителями открывается горная местность, ручей, на берегу которого работает Этери – бедная девушка из крестьян. Охотничья песня в исполнении хора, грустные мысли о собственной жизни, одиночество, жестокая мачеха – все это рисуют арии девушки из оперы Абесалом и Этери. Затем происходит встреча главных героев: царевича Абесалома, визиря Мурмана и молодой красавицей. Но если страсть принца и крестьянки взаимна, то визирь, оказавшийся третьим лишним, задумал добиться любви силой и обманом.

Во второй картине перед зрителями и слушателями предстает хижина мачехи, отдыхающая и мечтающая о счастье Этери, «убегающая» в свои мечты от угроз, укоров и непосильного труда мачехи. Облегчение бедной девушки приносит внезапный визит принца, стремящегося забрать Этери в замок и сделать своей женой. Автор оперы ярко передает неприкрытую и нежную симпатию молодых людей и возбужденную их любовью ревность визиря.

Краткое содержание второго действия стоит начать со сцены свадьбы Абесалома и Этери. Богатая обстановка, родители принца, новобрачные, получающие благословение от царя и царицы. Веселое застолье, выбранный тамада и роковой свадебный подарок невесте от коварного Мурмана – отравленное ожерелье. Девушка, принявшая подарок визиря, падает без сил на руки любимого, а усилия Марихи – сестры Абесалома, возродить праздник, остаются безуспешными.

В третьем действии на сцене можно увидеть убитого горем принца, в бессилии мечущегося от мыслей о тяжело больной любимой. В звучащих мелодиях можно без конца слушать печальные голоса друзей Абесалома. Сцены скорби сменяют одна другую: придворные дамы и измученная болезнью Этери, всеобщая растерянность и скорбь. На этом фоне появляется Мурман, гарантирующий исцеление девушки в случае, если принц позволит забрать ее в замок визиря, что выстроен в заснеженных горах. Ухватившийся за надежду принц, под давление друзей, разрешает ее отъезд к Мурману.

Содержание четвертого действия полно и любви, и трагизма. Действия разворачиваются в хрустальном замке визиря, где Этери становится лучше, где ее любит Мурман, где ее окружили лаской. Но Этери тоскует о любимом, также как и царевич. От понимания предательства, грусти и томлений принц заболевает, но отправляется к замку вероломного Мурмана для того чтобы быть ближе к любимой. Этери остается верной супругой, но не может смириться с мыслью о том, что царевич сам отдал ее в руки визиря.

В желании избавить Этери от Мурмана Абесалом поручает ему поиски целебной воды. И у визиря нет выхода, кроме как отправиться в путь. А бедный царевич остается у стен замка с непреклонным желанием увидеть Этери. Но девушка не может простить ему рокового поступка. И ничего не может смягчить ее решимости: ни ее собственная любовь, ни слезы влюбленного и умирающего Абесалома, ни мольбы его матери. И только сестре принца удается уговорить девушку увидеть обессиленного юношу. На смертном ложе из уст умирающего звучат слова любви и гордости за ее верность. Не желая ни на минуту пережить своего возлюбленного, Этери берет кинжал, который, убивая обоих, ставит точку в этой яркой и трагичной любви.

 

 

Категория: Оперы | Добавил: Natalis (24.03.2021)
Просмотров: 101 | Теги: Abesalom and Eteri, опера, классическая музыка, Абесалом и Этери | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar