Адриана Лекуврер (Adriana Lecouvreur) Опера

Adriana Lecouvreur – это опера Франческо Чилеа в четырех действиях. В основе произведения – одноименная пьеса Скриба и Легуве, либретто к которому написано А. Колаутти. Премьеру сокращенной четырехактной оперы принимал миланский театр – Театро лирико в начале ноября 1902 года. Стоит заметить, что впервые премьера пятиактной комедии-драмы, написанной в прозе под одноименным названием, появилась в 1849 году и ставилась в Париже. Успех сопровождал постановку на всех европейских сценах того времени. Именно Колаутти сократил произведение на целый акт, и создал 3 варианта либретто. В миланской премьере оперы Чилеа принимал участие Энрико Карузо. Незначительные нестыковки и неясности, как отмечают многочисленные восторженные отзывы тех времен, не помешали успеху произведения, а внесенные Чилеа перед смертью изменения не повлияли на неизменный восторг от его восприятия.

Полная версия оперы - Хосе Каррерас

Для начала, чтобы раскрыть краткое содержание произведения, стоит несколько слов сказать об истории создания оперы. Здесь необходимо отметить, что главная героиня Чилеа является лицом историческим и известна под реальным именем как актриса театра Французской комедии, жившая в конце семнадцатого, тридцатых годах восемнадцатого веков. Известность ей принесло исполнение партий главных героев в трагедиях, созданных Расином. Мадемуазель Лекуврер была успешна и в свете и на сцене, ее ценил король Людовик XV, почитателем ее творчества был Вольтер. Именно роль героини его трагедии стала последней на ее творческом пути. На руках непревзойденного писателя и философа Франции Адриана умерла. Виновницей ее смерти считали герцогиню Буйонскую, считавшую актрису своей основной соперницей. И легенда действительно раскрывает связь Адрианы и Морица Саксонского, которая длилась практически десятилетие. Сам Мориц Саксонский действительно был видным полководцем и французским маршалом, побочным сыном курфюрста Саксонии, распутником и т.п. Другие персонажи оперы также имеют свои реальные прообразы: принц и принцесса Буйонские – герцогская супружеская пара, мадемуазель Данжевиль – комедийная актриса и т.п.

Сюжет произведения повествует о том, что действия разворачиваются в Париже в театре Французской комедии в начале весны 1730 года.

В первом действии на сцене театра режиссёр Мишонне и труппа, готовящаяся к выступлению по произведению Расина «Баязет». Здесь звучит ария Адрианы из оперы Adriana Lecouvreur, в которой героины проговорилась о любви к молодому офицеру, в реальности оказавшемуся графом Морисом Саксонским. Принцесса Бульонская, также пылающая к нему страстью, присылает ему письмо, в котором говориться о свидании, что заставляет Мориса отказаться от встречи с Адрианой. Принц Бульонский, благодаря аббату, узнает о письме и принимает решение вывести на чистую воду Мориса и принцессу. Для этого он собирает в замке гостей, в числе которых и актриса.

Второе действие. Состоялась встреча между Морисом и принцессой, который смог предложить девушке только дружбу, сказав о своей любви к другой. С неожиданным появлением принца и аббата разгорается скандал, несмотря на то, что принцесса успела спрятаться, Мориса обвиняют в любовной связи, что он, естественно отрицает. Благодаря этой сцене Адриана узнает о том, что Морис не простой офицер, но граф. Происходит объяснение в любви и граф просит у девушки помощи, необходимой для того, чтобы вывести принцессу из замка. Объяснениями встречи были политические мотивы.

В третьем действии описывается прием, устроенный принцем Бульонским. Адриана, думает о сопернице и внушает себе, что граф с ней холоден. Взаимная ревность молодых людей становится основанием для ссоры. Соглашаясь на просьбу принца о выступлении пред гостями, Адриана выбирает монолог Федры из трагедии, написанной Расином, сутью которого был упрек в неверности, который героиня обращает сама к себе. Намек становится абсолютно прозрачен и понятен всем присутствующим. Оскорбленная принцесса задумывает месть.

Трагедия четвертого действия разворачивается в доме Адрианы, куда приезжает режиссер Мишонне, друг и ее тайный воздыхатель. Все его усилия направлены на то, чтобы успокоить девушку и уговорить не отказываться от сцены. Он преподносит Адриане выкупленные из залога ее драгоценности, на что тратит все свое наследство. От друзей, в честь ее дня рождения, о котором она забывает, поступают подарки.

Одним из таковых оказывается шкатулка, на которой красовалось имя графа, а в нутрии находился букет увядших фиалок. Адриана прижимает их к лицу в тот момент, когда в комнату заходит граф, умоляющий девушку о прощении. Но, отравленные цветы, о чем понимает Адриана из-за резко ухудшившегося самочувствия, прислал не Морис, который, в свою очередь понимает, что это «подарок» от принцессы. Адриана умирает на руках у Мориса и верного Мишонне.

Монсеррат Кабалье

Чилеа. "Адриана Лекуврер". Io son l'umille ancella. А.Нетребко

Мирелла Френи, Adriana Lecouvreur "Ecco, respiro appena... Io son l'umile ancella"

Рената Тебальди

Знаменитые арии

  • Io son l’umile ancella — ария Адрианы
  • L'anima ho stanca — ария Маурицио
  • Poveri fiori — предсмертная ария Адрианы с букетом фиалок
  • Acerba volutta — ария принцессы де Буйон
  • Aprite signora! — дуэт Адрианы и принцессы де Буйон
  • La dolcissima effigie — дуэт Маурицио и Адрианы


Источник: https://orfey.club/opyeri/adriana-lecouvreur/
Категория: Оперы | Добавил: Natalis (25.03.2021)
Просмотров: 82 | Теги: Адриана Лекуврер, классическая музыка, опера, искусство, Adriana Lecouvreur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar