Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса -
... Читать дальше »
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко , Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушк
... Читать дальше »
Угловой кабинет императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, занимал особое место в комплексе её покоев. Он находился на втором этаже, в точке схождения двух анфилад, идущих вдоль северного и западного фасадов здания. Из окон открывался великолепный вид на Неву и Адмиралтейство. Кабинет был создан во второй половине 1820-х годов по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Первоначально интерьер был решён в зелёных тонах и носил название Угловой Зелёный кабинет. Великая княжна Ольга Николаевна, дочь императрицы Александры Фёдоровны и Николая I, так описывает Кабинет матери: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зелёным с амарантом штофом, всегда наполненная цветами». Здесь находились произведения искусства, имевшие особое значение для членов императорской семьи. «Величайшими со
... Читать дальше »
Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, был одним из самых необычных интерьеров Зимнего дворца. Когда за окнами бушевала зимняя стужа, члены царской фамилии и их приближённые могли, не покидая резиденцию, отдыхать под сенью южных растений, наслаждаясь ароматом живых цветов, шумом фонтанов и пением птиц. Современник императрицы автор брошюры «Возобновление Зимнего дворца» литератор Александр Башуцкий писал: «…высокая Хозяйка этого благодатного жилища и в глубокую зиму может заставить царствовать весну».
Идея создания Зимнего сада, или как его ещё называли, «Цветника» или «Оранжереи», возникла ещё до пожара 1837 года, но воплощена в жизнь она была уже после восстановления дворца, в конце 30-х годов X
... Читать дальше »
В 1841 году к бракосочетанию цесаревича Александра Николаевича и великой княгини Марии Александровны на втором этаже юго-западной части Зимнего дворца была устроена «новая половина наследника». Жилые апартаменты молодой супружеской четы, созданные по проекту А. П. Брюллова, отличались простотой и изысканностью. Одним из любимых помещений Марии Александровны и её семьи стал Будуар (нынешний зал № 306). Интерьер комнаты был решён в холодных тонах. Стены обтянуты шёлком с синими узорами на светлом фоне, такой же тканью обита мебель, созданная в мастерской знаменитого мастера Гамбса. Будуар, как и другие помещения на половине цесаревны, украшали картины, которые на время приносили из залов Эрмитажа, а потом заменяли другими.
В первые счастливые годы своего супружества Мария Александровна
... Читать дальше »